Суббота, 17.11.2018, 20:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Ноябрь » 11 » «Надежда» учит чувствовать
00:36
«Надежда» учит чувствовать
«Надежда» учит чувствовать

 Занятие по актерскому мастерству в Можайском народном театре юного зрителя «Надежда» я увидела впервые и была несколько шокирована: таким оно оказалось шумным и громкоголосым. Ребята разных возрастов то, двигаясь шеренгой, дружно и в полный голос выкрикивали «Ха-а-а!» и, как бы, толкали этот возглас двумя руками вперед, то выполняли упражнения на концентрацию внимания, то, перевоплотившись в гусеницу, изображали эволюционный процесс появления на свет бабочки. 

Дети чувствовали себя совершенно свободно, хаотично ползали по полу, выгибали спины, перекатывались с боку на бок, замирали, потом раскидывали руки и в прыжке отрывались от пола. Причем каждый следовал собственному сценарию, опирался на свое образное видение. Работал с ними выпускник кафедры режиссуры академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Алексей Миронов, сам много лет занимавшийся в ТЮЗе.

Скоро театр юного зрителя «Надежда», детище главного режиссера, заслуженного работника культуры Московской области Ю.Н.Вершинского, отметит свое 35-летие. За эти десятилетия творческим коллективом сыграно свыше 40 спектаклей.

На можайских подмостках в свое время блистали некоторые нынешние руководители предприятий, малого бизнеса, сельских Домов культуры, ведущие специалисты администрации.

Юрий Николаевич стал охотно посвящать меня в тонкости трудовых будней театра и посетовал, что сейчас у детей преимущественно развито визуальное восприятие, связанное с компьютерными играми, которое влечет закрытие слухового канала. И Юрий Николаевич это напрямую связывает с тем, что нынешние дети косноязычны, плохо выражают свои мысли, не могут говорить о своих чувствах и переживаниях. А неумение высказаться, неумение держаться влекут за собой зажатость. Поэтому нужен речевой посыл, считает Вершинский, нужно работать с речью.

Беседуя с Юрием Николаевичем, я ловила себя на мысли, что слушаю опытного психолога: 

– Сейчас у детей пониженный эмоциональный тонус. Это результат просмотра большого количества фильмов негативного содержания, которые они просто созерцают без душевных переживаний. А это ведет к равнодушию. Поэтому, когда я прошу показать какие-то чувства, ребенок не в состоянии выполнить задание – он не имеет опыта таких переживаний.

Сейчас делается упор на внешний эффект: походка, осанка, пластика, который дают танцы, спорт. Это прекрасно, но надо заботиться и о внутреннем наполнении ребенка. А это как раз должно осуществляться через речь. Только театр работает в этом направлении. К счастью, сегодняшние молодые мамы понимают это и ведут детишек на занятия в театр. Две возрастные театральные группы уже переполнены, запись ведется на будущее. 

Кроме того Юрий Николаевич ведет студию «Малышок». В ней занимаются дети с 3 до 11 лет по особой программе, включающей в себя специальные развивающие занятия. Таких разработок нет даже в московских студиях, а Вершинский работает по ней уже 20 лет. Эта программа хорошо апробирована по детским садам. До недавнего времени в Можайске по ней занимались 500 детишек, сейчас – 300. К сожалению, отказался детский сад № 16. Но освободившимся занятием тут же воспользовалась заведующая МДОУ № 5 Л.Н.Сысоенкова, которая понимает всю его важность для развития ее воспитанников. И теперь режиссер проводит в детском саду № 5 еще один урок.

Детская программа направлена на проявление и развитие в ребенке нравственных качеств, она фокусирует в нем доброе, позитивное начало: любить родителей, уважать старших, быть доброжелательным. Этому учат детей не нудными нотациями, а с использованием любимых детских персонажей добрых советских мультиков и зверят. Даже баба Яга у Вершинского не зловещая. 

– Помимо всего, мы учим детей общаться. Ведь нигде этому не уделяется должного внимания, у всех свои конкретные задачи, не связанные с обучением этично-нравственным ценностям. А в театре как раз развивается лучшее в человеке. Мы разбираем характеры. Их надо понять, прочувствовать, а потом сыграть, – рассказывает Юрий Николаевич. – Ведь то, что мы закладываем в ребенке с 3 до 7 лет, то в них и будет, это – основа их нравственности. Этот период самый восприимчивый, а дальше у детей начинаются комплексы переходных возрастов. Появляется желание выйти из-под контроля родителей, повысить авторитет среди ровесников, самоутвердиться. Поэтому я так тороплюсь, – малыши впитывают лучше. У меня есть потрясающий опыт работы в детском саду № 4 даже с двухлетками». 

«Веселые уроки» Вершинского очень нравятся малышам. Они дают выход огромному заряду энергии, полезны для развития мышления, вырабатывают дух коллективизма, учат работать в команде, чувствуя плечо друг друга, координируют согласованность движений и просто создают радостное настроение. 

Сначала с детьми в детском саду Юрий Николаевич проводил театральные игры, например, изобразите лисичку в какой-то конкретной ситуации, ласточку под дождем, настроение дерева в разные времена года и т.п. Все эти состояния нужно превратить в действия, поняв их психологию, добиться серьезности ситуации. Приходится шевелить мозгами, думать. Постепенно эпизоды выстраивались, собирались и, наконец, сложилась настоящая программа. 

– Сейчас готовим ее к публикации. В программе есть и музыка, и иллюстрационный ряд, и материал для импровизации, – увлеченно рассказывает Юрий Николаевич. – Любое предложение детей рассматривается и примеряется на практике. У нас царит атмосфера доверительности, доброжелательности и любви. Поэтому ребята безбоязненно высказывают самые невероятные фантазии, не боясь быть осмеянными. Когда им комфортно, нет критики, они работают с удовольствием и хорошей отдачей. Даже из самой несуразной идеи иногда удается найти интересный и неожиданный ход». 

Методические разработки 90 уроков Вершинского восхищают даже проверяющих. 

В городе уже давно назрела необходимость открытия Центра театрально-эстетического развития, считает мой собеседник. Инициатива имела почти реальное воплощение. В свое время Центр хотели открыть на базе средней школы № 3, даже все документы были готовы, но благополучно затерялись в чиновничьих недрах. 

– Сейчас готовим документы на открытие дошкольного центра. Есть лицензированная программа, но поддержки опять не находим. Четвертый год документы лежат без движения. Мы ломимся в закрытую дверь, постоянно натыкаемся на непонятно чем мотивированные препоны, – сетует Юрий Николаевич. 

– Скажите, дети, которые занимаются у Вас, все талантливы? 

– Конечно же, нет. Но у нас масса развивающих занятий. Мы готовим развитых людей, адаптированных к любой жизненной ситуации. Многим в жизни придется проходить кастинги, различные собеседования, где нужно уметь себя «подать». А чтобы это правильно сделать, и нужны занятия актерского мастерства.

Скажу больше, три года ко мне ходили заниматься 10 предпринимателей, чтобы научиться свободно выступать, разговаривать с коллективом, держать паузу. Конечно, я работал с ними по несколько иной программе, нежели с детьми. Кроме актерского мастерства были уроки риторики. Театр дает не только эмоциональное и речевое развитие, но и формирует организаторские способности.

У Юрия Николаевича есть мечта – при поддержке исторических клубов поставить спектакль «Пять веков Можайска», повествующий о героических вехах в истории города, и показать его на площади у Лужецкого монастыря. Есть яркие, оригинальные задумки, но на это нужно полтора миллиона рублей, которые со временем бы окупись, но взять их неоткуда. 

– Ничего не получается, мечта остается мечтой. А я ведь не вечный, – грустно улыбнулся мой собеседник. К этому времени закончилось занятие по актерскому мастерству, счастливые ребята устремились к любимому и мудрому режиссеру, учителю и наставнику.

Е.МИРОНОВА
Просмотров: 592 | Добавил: Грешник | Теги: «Надежда» учит чувствовать | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]